bottom

Пространства

Forest dream Forest dream Forest dream Forest dream Forest dream Forest dream Forest dream

Forest dream

Forest dream

Студия Forest dream, тот случай когда городским выставкам становится тесно в городе и они едут в лес.  Художники создают полностью экологичные инсталяции, объединяя природу и стим панк, как новые шаги на пути к своей Forest dream.

Концепция «Реновационизма»
Концепция традиционного для творчества Андрея Сазонова направления именуется словом «реновационизм». Термин этот ведёт своё происхождение от латинского renovo, что означает обновлять, восстанавливать, улучшать. Назвать это стилем не рискнём, скорее, это метод, прием, подход к материалу. Суть его предельно проста. Изначально практически любой продукт человеческого труда обладает неоспоримыми эстетическими качествами. Иными словами – он красив. Возьмём, к примеру, всем очень хорошо знакомую деталь – шестерёнку. Здесь идеальные пропорции, соразмерность зубцов и всё это результат точного расчёта, прекрасной и стройной математической модели. Но что видим мы, глядя на это изделие? Увы, только лишь голую его функциональность – часть узла механизма, какого-нибудь передаточного звена, редуктора. Именно так работает человеческое восприятие, исторически запрограммированное на узнаваемость определённых смыслов и отображений. Задача реновациониста заключается в достижении перемены понятийного и эмоционального отклика зрителя, в «устранении» видимой функциональности вещи взамен на демонстрацию её первородных эстетических качеств. Происходит это благодаря своеобразной, необычной и, даже, осмелимся надеяться, художественной подаче предмета, как самого по себе, так и в сочетании с иными деталями или их элементами.

Не сложно догадаться, что всё, сказанное выше, относится к действиям с уже готовыми, когда-то и кем-то произведёнными изделиями. Художественная работа с вторичными материалами не нова и ведётся с первой четверти прошлого века. Пионером этого дела очевидно был Марсель Дюшан, выставивший в 1917 году свой фаянсовый объект известного назначения, а первая волна широкого интереса к таким занятиям характерна для всего европейского авангарда конца 1910-20-х годов. Достаточно вспомнить контр-рельефы Швиттерса, Татлина, Пуни и многих иных авторов. Впоследствии эстафету переняли художники сюрреализма, поп-арта и концептуального искусства. Такие объекты создавали Дали, Сезар, Арман, Тапи, Танги, Джонс, Кошут… любил обращаться к вторичным материалам Пикассо. В 1960-70-е так работал наш выдающийся скульптор Вадим Сидур. Сегодня мы наблюдаем новое течение, основанное на тех же принципах, которое называют стим-панком.

Почти каждый художник, идущий этим путем, старается найти собственное «прочтение» найденного материала. Очень многие стремятся к образу подобия, компонуя предметы и детали для получения легко узнаваемой картинки – зачастую даже антропоморфной. Кому-то ближе принципы конструирования, и он создает уникальную «инженерию» с кинематикой и механическими эффектами. Кто-то отформовывает готовый объект, в дальнейшем переводя его в новый материал. В нашем случае, как уже говорилось выше, задача заключается в такой подаче предмета, которая, исключая его функциональность, выводит на первый план его самоценные эстетические качества. При этом очень большое значение имеет импровизационность самого творческого процесса. С некоторым допущением это сравнимо с исполнением джазовых композиций, когда заданная тема каждый раз звучит по-новому. При этом формирование конкретного образа не только не является самоцелью, но и вовсе не подразумевается. Главное место занимает объект, как таковой, как сочетание разных по конструкции, по материалу, по первоначальному предназначению и прежде никак не мыслимых в единстве деталей. Их множество должно создавать целую гамму изобразительных нюансов и оттенков, как правило, воспринимаемых зрителем не напрямую, а интуитивно и эмоционально. В целом подобные работы близки к абстракции и занимают некое среднее место между скульптурой и художественным объектом. Конечно, любые определения, термины и классы – вещи весьма относительные, поскольку творчество не знает русла и берегов и не терпит никакого контроля.

В середине 2000-х автора привлекла максимальная заполненность плоскости и объема, если так можно выразиться «новодельное викторианство», понимаемая по-новому поздняя барочная традиция. Главная работа этого времени – это Башня энеолита (Вавилонская башня техногенной эпохи), стоящая в Саду скульптуры Петербургского университета на Васильевском острове. Параллельно Сазонов стал активно включать в свои композиции манекены, что, по сути, нисколько не противоречило основному принципу реновационизма – ведь манекен - это такой же готовый, ранее произведённый предмет, как и любая иная деталь или часть механизма и т.п. вещь. Единственная новация заключается в том, что возникает некоторый отход от голой абстракции и/или прямой декоративности, появляется визуальный намек на конкретный или кажущийся таковым образ. Впрочем, зритель волен самостоятельно осмысливать свои впечатления, сосредотачивая внимание на том, что ему ближе.

Андрей Сазонов 

bottom